+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Экспертное заключение расчета трудовой пенсии

Повышение пенсионного возраста само по себе не способно обсуждается в правительстве РФ и в экспертном сообществе. И это без учета роста производительности труда в последние можно сделать вывод, что текущий уровень демографической нагрузки в РФ весьма умеренный.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Важно при назначении Суммы Пенсии

Вы точно человек?

экспертное заключение расчета трудовой пенсии
заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии. . Однако такие периоды учитываются в трудовой стаж для исчисления размера пенсии. в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов.

Пенсия по потере кормильца в 2019 году Пенсионное обеспечение граждан - самый важный социальный вопрос для всех россиян. Он интересует и тех, кто уже вступил в свои пенсионные права, и тех, кто только готовится стать пенсионером, а также более молодое поколение. Связано это с тем, что именно от ответа на этот вопрос зависит наша будущая жизнь после окончания трудовой деятельности.

Виды пенсий Прежде, чем приступить к рассмотрению вопроса - из чего складывается и от чего зависит размер пенсии в РФ, необходимо обозначить виды пенсий. Право на получение пенсионного обеспечения имеют следующие категории граждан на указанных основаниях: 1.

Страховая пенсия. На нее имеют право мужчины и женщины, которые достигли пенсионного возраста в 60 и 55 лет соответственно, за исключением тех категорий граждан, которые имеют право на досрочный выход на пенсию постановление Правительства РФ от 29.

Пенсия по инвалидности. Пенсия по потере кормильца. В данной статье мы подробно рассмотрим, как рассчитывается страховая пенсия, и приведем пример расчета пенсии для граждан, которые приобрели право на пенсию по старости.

С 1 января 2002 года у граждан РФ формируется страховой стаж. При этом учитывается валоризация пенсии - это увеличение пенсионного капитала всех граждан, у которых имеется стаж работы до проведения реформы 2002 года.

Трудовой стаж в советское и постсоветское время подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке и иных документах, установленных для применения правовым порядком. Не подтвержденный стаж не может быть принят в расчет будущей пенсии. Это немаловажно, так как в период распада Советского Союза, реорганизации советских предприятий и т.

С 2002 года страховой стаж фиксируется в персонифицированном учете пенсионных прав граждан. То есть для расчета пенсии в ПФР принимается только тот период трудовой деятельности, в результате которого в счет застрахованного лица поступали взносы.

Для мужчин, имеющих трудовой стаж 25 лет и для женщин, имеющих трудовой стаж 20 лет он равен 0,55. При этом повышается на 0,1 за каждый дополнительный рабочий год, сверх указанного периода, но не может быть повышен более чем на 0,20. ЗР - среднемесячный уровень заработка гражданина за 2000 - 2001 гг. Принимается на основании сведений работодателя справка в ПФР о доходах застрахованного лица. ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период времени 2223,00 руб. СЗП - среднемесячный уровень заработной платы в РФ за период с 01.

Предположим, что на пенсию данная гражданка вышла в 2014 году, до модернизации страховой пенсионной системы. При этом среднемесячная зарплата до 2002 года у нее составляла 2000 руб. Расчет страховой пенсии Страховая пенсия начала формироваться у всех граждан РФ в 2002 году. По заверениям Правительства РФ все недополученные пенсионные накопления граждан учитываются в страховой пенсии. Пенсионный капитал, который формируется в рамках страховой системы, как было отмечено ранее, зависит от страхового стажа и уровня дохода гражданина.

Так как, страховые взносы, которые формируют будущий пенсионный капитал гражданина, напрямую зависят от его заработной платы ФОТ - фонда оплаты труда. Базовая пенсия гарантирована всем россиянам и выплачивается даже тем гражданам, которые не заработали права на страховую пенсию по старости. Это минимальное социальное пособие, которое рассчитывается в зависимости от уровня прожиточного минимума, ежегодно индексируется государством. Стоит отметить, что ежегодно, дважды в год государственная страховая пенсия индексируется на фактический официально установленный за предыдущий год уровень инфляции и на уровень роста прожиточного минимума.

Поэтому итоговый показатель суммы страховой пенсии в нашем примере будет ежегодно увеличиваться в зависимости от роста потребительских цен. Формула расчета пенсии в 2017 году В 2015 году способ учета страховой пенсии и право на ее приобретение существенно изменились.

Расчет пенсии теперь производится с помощью пенсионных баллов. Для того чтобы разобраться как рассчитываются пенсионные баллы для зачисления их в счет будущих прав гражданина, рассмотрим пример: Гражданин с заработной платой 50 000 руб. Притом, что максимально возможное количество в 2017 году составляет 8,26 баллов, то в счет страховой пенсии застрахованного лица будет зачтено 6,85 баллов. Предположим, что через 15 лет работы при неизменных показателях заработка, налогооблагаемой базы и стоимости пенсионного балла в 2017 году — 78,28 руб.

В своем расчете страховой пенсии мы приняли размер ФВ на уровне 2017 года, но стоит учитывать, что ежегодно этот показатель меняется после индексации. Данная сумма составит страховую пенсию гражданина после выхода на пенсию в 2031 году при неизменных показателях зарплаты, стоимости 1 балла и фиксированной выплаты.

Однако с 2002 года пенсия россиян формируется из двух частей: страховой и накопительной. Для полноты информации приведем расчет накопительной пенсии. С 2014 по 2019 гг. Доход гражданина неизменен и составляет 50 000 руб. Стоит отметить, что с 2016 года россияне имеют право менять страховщика без потери доходности не чаще одного раза в пять лет. Поэтому именно по прошествии этого времени происходит начисление инвестиционного дохода на счета клиентов, это мы также учтем в дальнейшем расчете.

Год Поступление за счет страховых взносов на ИЛС, руб. Поступление за счет инвестиционной доходности страховщика, руб.

Как рассчитать размер пенсии

Пенсионная система может считаться справедливой, когда она позволяет поддерживать приемлемый уровень жизни пенсионеров и при этом не оказывает значимых негативных эффектов на экономическое развитие. Повышение пенсионного возраста само по себе не способно решить долгосрочные проблемы российской пенсионной системы.

Читать в pdf версии Реформа пенсионной системы постоянно обсуждается в правительстве РФ и в экспертном сообществе. Нередко дискуссия выплескивается в публичное пространство. Конкретных решений пока нет, но нетрудно заметить, что эта тема крайне болезненно воспринимается российским обществом. Прежде всего потому, что имевшиеся попытки выстраивания долгосрочной модели пенсионной системы в нашей стране нельзя признать успешными.

У неискушенного наблюдателя может создаться впечатление, что пенсионная реформа — чуть ли не ключевой элемент экономической повестки, от которого зависит успешное развитие экономики в ближайшие годы. Но так ли это? Необходимость скорейших изменений в модели пенсионного обеспечения обосновывается тремя основными тезисами.

Тезис первый — демографический, основывающийся на том, что численность населения в трудоспособном возрасте быстро снижается и при текущих параметрах пенсионной системы прежде всего это возраст выхода на пенсию пенсионная нагрузка на экономику и работающих граждан может стать неприемлемо высокой. Тезис второй — бюджетный: растущие объемы трансферта в пенсионную систему так называемый дефицит бюджета Пенсионного фонда России, ПФР являются непосильным бременем для государственных финансов.

Тезис третий — структурный, утверждающий, что механизмы выхода на пенсию несовершенны и в системе слишком много пенсионеров-льготников.

В качестве радикального способа решения этих проблем зачастую рассматривается форсированное повышение пенсионного возраста. Однако пенсионная система — это еще и важный элемент экономики, оказывающий влияние на ее развитие по целому ряду каналов. Поэтому и действия по реформированию пенсионной системы следует рассматривать с точки зрения комплексного воздействия на экономическую динамику.

Попытки решения фискальных задач на основе изменения параметров пенсионной системы несут долгосрочные риски, главный из которых — подрыв доверия к социальной политике государства в обществе.

Рассмотрим теперь каждую из групп аргументов в пользу радикальной пенсионной реформы более подробно. Непосильное пенсионное бремя — миф Перспективная демографическая ситуация в России отнюдь не выглядит катастрофической. Реальная демографическая нагрузка, на наш взгляд, определяется не динамикой населения в трудоспособном возрасте, а соотношением числа иждивенцев и занятых. А здесь в ближайшие десятилетия все будет не так плохо см. Даже в самых жестких демографических сценариях уровень демографической нагрузки, рассчитанный таким образом, к 2050 году не превысит уже фиксировавшихся в конце 1990-х годов значений.

И это без учета роста производительности труда в последние пятнадцать лет и ее прогнозируемого роста в период до 2050 года. Если же обратиться к межстрановым сопоставлениям, то можно сделать вывод, что текущий уровень демографической нагрузки в РФ весьма умеренный.

Не чрезмерно высок и уровень пенсионной нагрузки на российскую экономику. Таким образом, Россия направляет на пенсионное обеспечение относительно небольшой объем ресурсов. При этом очевидно, что при текущем уровне оплаты труда в нашей стране средняя зарплата в 2017 году — 39 тыс. Еще одно следствие низкого уровня оплаты труда в российской экономике — невозможность формирования сколько-нибудь значимого обязательного накопительного компонента пенсионной системы.

Для подавляющей части населения РФ попытки заставить население формировать пенсионные накопления могут приводить только к снижению уровня потребления, которое по своей структуре, с преобладанием в ней продуктов питания и обязательных платежей, носит архаичный характер.

В текущих условиях накопительные пенсионные программы могут иметь добровольный либо корпоративный характер, обеспечивая возможность сбережения для наиболее обеспеченных слоев населения. Необходимо также отметить, что существование пенсионеров-досрочников вряд ли можно назвать фактором, который способен резко негативно влиять на экономику. Не бухгалтерский вопрос Ключевой вопрос при обсуждении пенсионной реформы — изменение пенсионного возраста — связан прежде всего с обеспечением социальной справедливости.

Движение границ выхода на пенсию — это не просто изменение объема выплат пенсионерам. Это действие, которое влечет за собой целый шлейф социально-экономических последствий, связанных со структурой занятости, доходов населения, системой социальной поддержки.

И оценивать эти последствия надо комплексно. Если рассматривать вопрос пенсионного возраста с точки зрения демографии, то сейчас сложился определенный дисбаланс, связанный, во-первых, с различиями в ожидаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами, во-вторых, с очень высоким уровнем смертности в России.

Ожидаемая продолжительность жизни женщин после достижения пенсионного возраста равна 26 годам, тогда как у мужчин аналогичный показатель составляет лишь 16 лет.

Вероятность дожития до пенсии 20-летних женщин — 0,92, мужчин — 0,70. Если для российских женщин демографические показатели, характеризующие пенсионный возраст, находятся на уровне наиболее экономически развитых европейских стран, то у мужчин они до сих пор неприемлемо низки.

Таким образом, никаких разумных демографических аргументов для немедленного повышения пенсионного возраста у мужчин нет. С учетом демографических характеристик может обсуждаться повышение границ выхода на пенсию для женщин, однако поднятие этой планки лишь для слабого пола вряд ли будет воспринято в обществе однозначно.

К тому же здесь могут возникнуть нежелательные косвенные эффекты — в частности, может снизиться рождаемость: не секрет, что многие женщины сегодня принимают решение завести ребенка в расчете на помощь моложавых бабушек-пенсионерок.

Если же процесс изменения возраста выхода граждан на пенсию все-таки будет запущен, он должен быть плавным, чтобы планка повышалась на несколько месяцев в год. Долгосрочные демографически обоснованные ориентиры для возможного повышения пенсионного возраста, согласно нашим расчетам, таковы: 62 года у мужчин и 60 лет у женщин. Эта планка новых пенсионных возрастов должна быть плавно достигнута к 2035 году. К этому периоду могут быть достигнуты приемлемые уровни ожидаемой продолжительности жизни при достижении новых границ пенсионного возраста и вероятности дожития до них.

При более быстром изменении этих границ произойдет существенное ухудшение демографических характеристик для населения пенсионного возраста снижение ожидаемой продолжительности жизни на пенсии и вероятности дожития до нее. Повышение возраста выхода на пенсию тесно связано с состоянием рынка труда. Смогут ли люди старших возрастов при увеличении границ выхода на пенсию иметь работу, да еще обеспечивающую приемлемый уровень доходов?

Если уровень занятости и оплаты труда в этих группах населения значительно не изменится, то повышение пенсионного возраста попросту приведет к снижению реального уровня их доходов. Существенного потенциала роста занятости у пожилого населения, вероятно, нет.

Об этом свидетельствует как динамика уровней экономической активности лиц пожилого возраста за последние двадцать лет, так и межстрановые сопоставления этих уровней. В числе прочего такая ситуация свидетельствует о не очень высокой востребованности пожилых работников на рынке труда. Сценарный прогноз Попробуем оценить прямые и косвенные последствия изменения параметров пенсионной системы в средне- и долгосрочной перспективе.

Для этого рассмотрим четыре варианта ее развития в рамках двух макроэкономических сценариев. Наши расчеты показывают, что в долгосрочной перспективе к 2035 году сценарии повышения границ пенсионного возраста предполагают снижение числа пенсионеров примерно на шесть миллионов человек.

Снижение пенсий в реальном выражении также приведет к дополнительному вычету из динамики ВВП вследствие сжатия потребления домохозяйств.

Расчеты показывают, что в средне- и долгосрочной перспективе один процентный пункт п. В целом при инерционном развитии экономики единственным способом сохранения роста уровня реальных пенсий является не просто повышение уровня пенсионного возраста, но и увеличение затрат на выплату пенсий по отношению к ВВП до уровней, характерных для стран Восточной Европы. Устранение дефицита бюджета ПФР при прочих равных условиях ведет к значительному снижению уровня жизни пенсионеров, а также негативно влияет на темпы роста экономики.

Считать повышение пенсионного возраста панацеей в решении накопившихся в пенсионной системе проблем — заблуждение. Даже с фискальной точки зрения вы- года от повышения пенсионного возраста неочевидна Примечательно, что в рамках базового макроэкономического сценария положительная динамика реального размера пенсий обеспечивается при всех рассматриваемых вариантах конфигурации пенсионной системы.

Таким образом, ключевое влияние на состояние пенсионной системы оказывают темпы экономического роста. Однако даже в рамках относительно высокой макроэкономической динамики практически невозможно обеспечить соответствие роста реального уровня зарплат и пенсий без увеличения затрат на выплату пенсий по отношению к ВВП. Такое повышение может осуществляться, например, за счет роста трансферта в бюджет ПФР из федерального бюджета либо за счет увеличения объема страховых взносов роста ставок страховых взносов и увеличения базы для их сбора.

Определение пропорций между этими источниками — вопрос приоритетов экономической политики. Куда более важно определить, какую долю произведенных благ общество готово перераспределить в пользу пенсионеров без серьезного ущерба для экономического роста.

Наши оценки показывают, что повышение пенсионных выплат в долгосрочной перспективе на два-три процентных пункта ВВП вряд ли может такой ущерб нанести. Во всяком случае, об этом свидетельствует опыт ряда стран, имеющих схожий с Россией уровень экономического развития.

Другие статьи.

Не исправило ситуации и введение расчета размера пенсии на No ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[], от 15 декабря г. Тучкова в своем экспертном заключении к названным Законам отмечали.

Особенности расчета пенсионного пособия

Пенсия за выслугу лет Категория получателей: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Текст нормы: для военнослужащих, уволенных с военной службы по контракту и имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более. Уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения с военной службы 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба статья 13.

Размер выплаты: военнослужащим, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм; военнослужащим, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия статья 14.

Нормативные правовые акты: Закон РФ от 12 февраля 1993 г. Перечень документов, необходимых для принятия решения: заявление; копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства; выписка из приказа об увольнении, копия послужного списка все в личном деле ; расчет выслуги лет на пенсию.

Пенсия по инвалидности Категория получателей: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, ставшие инвалидами вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы статья 21. Текст нормы: Для военнослужащих, ставших инвалидами, в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, независимо от продолжительности их военной службы статья 28.

Размер выплаты: инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов, III группы - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75 процентов, III группы - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия статья 22. Перечень документов, необходимых для принятия решения: заявление; копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства; выписка из приказа об увольнении, копия послужного списка, копия заключения ВВК все в личном деле ; выписка из акта освидетельствования в учреждении МСЭК.

Пенсия по случаю потери кормильца Категория получателей: нетрудоспособные члены семьи умерших погибших военнослужащих военных пенсионеров состоявшие на их иждивении статья 29. Текст нормы: Для членов семей погибших умерших военнослужащих, проходивших военную службу по контракту военных пенсионеров.

Нормативно-правовые акты: Закон РФ от 12 февраля 1993 г. Текст нормы: Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных пенсионеров. Нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 7 ноября 2011 г.

Перечень документов, необходимых для принятия решения: копия документа, удостоверяющего личность; копия справки федерального учреждения МСЭК, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы. Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью Категория получателей: члены семей военнослужащих погибших умерших вследствие военной травмы и в случае смерти пенсионеров из числа инвалидов вследствие военной травмы.

Перечень документов, необходимых для принятия решения: копия документа, удостоверяющего личность; копия документа, подтверждающего гибель смерть военнослужащего пенсионера ; копия свидетельства о смерти инвалида; копии свидетельств ЗАГСа о заключении брака, о рождении детей; копия справки федерального МСЭК, подтверждающей факт установления инвалидности с детства; справка образовательного учреждения, подтверждающая обучение ребенка.

Размер выплаты: размер зависит от оклада по воинской должности. Нормативно-правовые акты: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. Перечень документов, необходимых для принятия решения: заявление; копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства; выписка из приказа об увольнении.

Денежная компенсация в возмещение вреда здоровью Категория получателей: военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Размер выплаты: инвалиду I группы — 18425. Нормативно-правовые акты: Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. Перечень документов, необходимых для принятия решения: заявление; копия специального удостоверения инвалида; копия справки федерального МСЭК подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного экспертного совета или ВВК о причинной связи инвалидности с работами по ликвидации последствий ЧАЭС.

Размер выплаты: размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца пункт 15 статьи 14. Перечень документов, необходимых для принятия решения: заявление; копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия свидетельства о смерти кормильца; справка о составе семьи; документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие.

Никакие другие органы исполнительной власти осуществлять работу по назначению уволенным военнослужащим и членам их семей пенсий, пособий, предоставлению компенсаций и других выплат не уполномочены. В связи с этим по всем вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций, предоставления других социальных выплат следует обращаться в военный комиссариат по месту жительства, где находятся личные пенсионные дела граждан, уволенных с военной службы по контракту со всеми необходимыми документами.

Выпуск 2 12 2011 УДК 349. Васильева Доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права и социального обеспечения Пермский государственный университет. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Главным образом исследуется сфера обязательного пенсионного страхования, представляющая наиболее широкие возможности для эксперимента.

Инициатива Министерства здравоохранения и социального развития РФ по проведению подробного анализа современного состояния российской системы пенсионного обеспечения и возможных альтернатив ее долгосрочного развития и организация открытого профессионального обсуждения соответствующих проблем с заинтересованными субъектами, научным сообществом заслуживает всемерной поддержки.

На основе учета национальных традиций в данной сфере, международного опыта, тенденций развития пенсионных систем за рубежом в Докладе сделаны важные выводы об актуальном положении дел в пенсионной сфере РФ, предложены обоснованные меры по ее совершенствованию.

В последнее десятилетие развитие российской пенсионной системы, включая аспект ее правового регулирования, осуществлялось в отсутствие концептуального подхода, при недостаточной проработке соответствующих теоретических положений и законодательной базы. До сих пор не приняты необходимые законодательные акты о профессиональных пенсионных системах, о государственных социальных фондах и др. Это мешает упорядоченному развитию российской пенсионной системы и не позволяет прогнозировать его результаты с необходимой здесь степенью предсказуемости и прозрачности.

Поэтому намерение Министерства выработать совместно с заинтересованными субъектами консолидированный сценарий развития российской пенсионной системы, включающий наиболее приемлемые для общества решения, подготовить, и принять Программу долгосрочного развития пенсионной системы РФ следует одобрить. О роли государства в развитии пенсионной системы РФ Полностью поддерживаем высказанную в Докладе идею о необходимости сохранения ведущей роли государства в отношениях по обязательному пенсионному страхованию в РФ.

Такой подход обусловлен формированием в России социального государства, что, в отличие от либеральных демократических режимов, подразумевает непосредственное и значительное участие государства в обеспечении конституционных прав граждан в области социального обеспечения. Природа прав человека на социальное обеспечение предполагает установление ответственности государства за стабильное функционирование национальной пенсионной системы.

При этом очевидно, что такая ответственность не может быть ограничена только законодательной деятельностью. На общую ответственность государства указывает Международная организация труда, заявляя в ст.

При этом отмеченная лидирующая функция государства как регулятора в пенсионной системе должна сохраняться не только на переходный период для сохранения социальной стабильности, а и впоследствии. Признание ведущей роли государства в данной сфере имеет особое значение для сдерживания тенденции усиления рыночных отношений в социальном обеспечении Российской Федерации в целом.

Накопительный компонент Следует поддержать предельно взвешенный и острожный подход к оценке накопительного компонента в обязательном пенсионном страховании в современном мире. А равно разделить сомнения в том, что увеличение доли пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации способно сбалансировать бюджет Пенсионного фонда РФ в долгосрочной перспективе и повысить уровень пенсионного обеспечения граждан.

Использование механизма обязательного накопительного финансирования трудовой пенсии в Российской Федерации не отвечает интересам застрахованных лиц. Введение этого механизма в российскую систему обязательного пенсионного страхования было ошибочным политическим решением.

Данное решение в первую очередь преследовало достижение экономических целей государства, предполагало снижение затрат пенсионной системы, а также поддержку интересов большого бизнеса, связанных с получением дополнительного финансового ресурса и возможностями его инвестирования. Подобные новации неминуемо уводят пенсионную систему от ее первоочередной цели — обеспечения надежными и достойными пенсиями к задачам, имеющим мало общего с социальными целями.

Тот факт, что государственная пенсионная система становится открытой для влияния рыночных механизмов, вызывает серьезные возражения. Кроме того, риски, связанные с накопительным финансированием в масштабах национальной пенсионной системы, значительно превышают малочисленные и весьма спорные преимущества от использования данного механизма в условиях современной России — с переходным типом экономики, высокой инфляцией и бедностью значительной части населения.

В Докладе наглядно показано, что реформы, основанные на капитализации средств, не решают финансовых проблем пенсионной системы на длительную перспективу, а связанные с их проведением затраты существенно возрастают в сравнении с изменениями параметров распределительной модели.

Вызывает особые опасения то, что механизм индивидуальной капитализации взносов не может с достаточной степенью надежности гарантировать результат пенсионного страхования. Это неприемлемо с позиций как общей ответственности государства в данной сфере, так и интересов застрахованных лиц, одним из первоочередных требований которых является предсказуемость результатов.

Данное требование неразрывно связанно с гарантией возмещения утраченного дохода в установленном размере, однако в условиях обязательного накопления оно становится трудноосуществимо.

Поэтому дальнейшие рассуждения о судьбе накопительного компонента пенсионной системы целесообразно перевести в плоскость сугубо добровольного страхования, не связанного с применением обязательных общенациональных мер по взиманию страховых взносов. В отношениях по обязательному пенсионному страхованию должен сохраняться солидарный метод финансирования, который позволяет обеспечить перераспределение доходов между группами застрахованных лиц с разными уровнями оплаты труда и отвечает, тем самым, одному из базовых принципов национальной страховой пенсионной системы — принципу солидарности [2].

Таким образом, наиболее приемлемым из предложенных в Докладе представляется второй вариант развития накопительного компонента, в соответствии с которым данный компонент переформатируется из ныне существующего обязательного формата в добровольный формат, имманентно присущий гражданско-правовому институту пенсионных накоплений разд.

Но в данном случае остается открытым вопрос об источниках финансирования, ведь система обязательного пенсионного страхования и без того слишком сильно зависит от дотаций из федерального бюджета. Использовать первый вариант, в котором предлагается сохранить накопительный компонент в существующем объеме, гораздо менее желательно, поскольку это потребует серьезных мер по его модернизации, изложенных в разд.

Возможность реального осуществления, а равно и эффективность некоторых их них вызывают сомнения. Вряд ли эти параметры будут достигнуты в обозримой перспективе. С учетом этого третий вариант — сохранение накопительного компонента в структуре пенсионной системы, но с сокращением его объема — представляется неприемлемым, во всяком случае с точки зрения интересов застрахованных лиц.

Тарифная политика Необходимо поддержать идею фиксации тарифа страховых взносов на нынешнем уровне. Эта мера необходима для поддержки производителей и развития экономики. В силу того, что ключевым фактором для решения проблем, связанных с демографическими изменениями, является рост производства, дальнейшее увеличение страховой нагрузки на работодателей крайне нежелательно.

В то же время льготы по уплате тарифа, предоставленные отдельным категориям страхователей, следует отменить. Эта мера позволит повысить доходную часть бюджета и одновременно защитит права застрахованных лиц, занятых у таких страхователей, поскольку из-за сниженного размера страховых взносов их пенсионные права формируются в меньшем объеме. В докладе в связи с этим обстоятельством говорится о некоей компенсации за счет средств федерального бюджета выпадающих доходов ПФР в целях недопущения уменьшения прав застрахованных лиц, занятых у этих страхователей.

Но, видимо, имеется в виду общая поддержка бюджета ПФР со стороны федерального бюджета, поскольку механизма компенсации индивидуальных выпадающих доходов в связи с использованием льготных режимов уплаты страховых взносов в российском законодательстве нет. Поэтому пенсионные права застрахованных лиц, занятых у страхователей, имеющих льготы по уплате страховых взносов, неизбежно нарушаются.

Для расчета трудовой пенсии применяется эквивалентная формула, которая жестко ограничивает размер пенсии суммой страховых взносов, учтенных в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Такая же ситуация сложилась и в отношении индивидуальных предпринимателей и иных страхователей, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа.

Представляется, что здесь последствия могут быть еще серьезнее. При внешней формальной защищенности указанных страхователей, которые должны уплачивать фиксированный платеж даже независимо от наличия у них дохода, степень их реальной пенсионной защиты минимальна, поскольку минимальный размер фиксированного платежа иного и не подразумевает.

В данной связи нуждается в пояснении содержащийся в Докладе вывод о том, что данные категории граждан пользуются таким же объемом пенсионных прав, как и остальные застрахованные лица. Не таким же, а эквивалентным их страховым взносам. Следует, таким образом, пересмотреть правила уплаты страховых взносов категориями самозанятых лиц с тем, чтобы он взимался с их реального дохода, который возможно ограничить предельной величиной, установленной для всех остальных категорий страхователей в ст.

Также следует предусмотреть механизм индивидуальной компенсации страховых взносов для тех застрахованных лиц, которые заняты у страхователей с льготными режимами уплаты взносов. Коэффициент замещения и пенсионная формула Теоретически коэффициент замещения и пенсионная формула не имеют между собой жесткой зависимости. В то же время пенсионная формула, как правило, связана с используемым методом финансирования пенсионной системы.

Переход к накопительной модели финансирования обычно влечет за собой изменение правил расчета пенсии со стажево-заработковой на формулу, основу которой составляют страховые взносы [1 с.

Такая формула была введена в российское пенсионное законодательство в 2002 г. Эксперты МОТ отмечают, что замена метода исчисления пенсий в пользу эквивалентной формулы свойственна реформам, основанным прежде всего на экономическом и финансовом подходах к роли систем социального обеспечения.

Это благоприятно для экономического роста. Нельзя исключать того, что отмеченная в Докладе тенденция к снижению коэффициента замещения в размере трудовой пенсии по старости связана не только с экономическими и демографическими факторами, но и с заменой правил расчета пенсии. Жесткая зависимость размера трудовой пенсии от суммы страховых взносов, поступивших на ИЛС застрахованного лица, удерживает коэффициент замещения на недостаточном уровне, и без увеличения страховой нагрузки приблизить его к желаемым международным стандартам не удастся.

Преимущественно в Докладе говорится о солидарном по стране коэффициенте замещения, который рассчитывается из средней заработной платы в стране и среднего размера трудовой пенсии по старости. Целесообразность учета столь усредненного показателя вызывает серьезные сомнения, главным образом ввиду чрезмерно высокой дифференциации в оплате труда по отраслям и регионам страны.

По оценкам независимых экспертов децильный показатель дифференциации заработной платы в разрезе отраслей экономики, регионов, предприятий современной России составляет 20—25 раз, в Москве превышает 50. Внутриотраслевые различия в оплате труда, по данным Росстата, достигают 100—150 раз топливная промышленность [5, с. О необходимости приближения коэффициента замещения к индивидуальному заработку застрахованного лица помимо международных норм свидетельствует Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Правительством РФ от 17 ноября 2008г. Достичь этого показателя при использовании эквивалентной пенсионной формулы, как уже было указано, проблематично. Кроме того, данная формула не позволяет прогнозировать результат страхования. По сути действующим российским законодательством уровень минимального замещения прежнего заработка полной пенсией после приобретения необходимого страхового стажа вообще никак не определяется. При выборе перспектив развития российской пенсионной системы следует рассмотреть возможность возврата к расчету трудовой пенсии на основании стажа и заработной платы.

Можно привести следующие основные доводы в пользу такого решения. Во-первых, именно эта формула в полной мере отвечает принципу социальной солидарности и связанной с ним технике финансирования. В данном случае особая ценность солидарности проявляется в возможности перераспределения средств между различными по уровню доходов группами застрахованных лиц. Эквивалентная формула, как тесно связанная с накопительным методом финансирования, не преследует этих целей, ее социальная ценность ниже.

Применение указанной формулы следует ограничить расчетом накопительной части трудовой пенсии, в том случае если последняя будет сохранена. Во-вторых, аргументом является отмеченный в Докладе здоровый консерватизм ведущих стран мирового сообщества, сохранивших в своих национальных пенсионных системах распределительные модели. Добавим к этому, что большинство промышленно развитых стран включая страны-члены ОЭСР используют в своих пенсионных формулах параметры стажа и заработка.

Данные параметры постоянно совершенствуются, но тип формулы остается неизменным [3, с. Возврат в пенсионное законодательство РФ прежних правил расчета пенсии во всяком случае применительно к страховой части пенсии также должен сопровождаться их улучшением. В-третьих, преимущества метода расчета пенсии, основанного на стаже и заработке, — в ее простоте и прозрачности. В докладе высказано желание окончательно упростить структуру трудовой пенсии. Указанный метод расчета пенсии позволяет реализовать это пожелание наилучшим образом.

Опасения авторов Доклада по поводу того, что возврат к стажево-заработковой формуле расчета пенсии может привести к повторению на новом круге ранее существовавших негативных явлений искусственное ограничение размера пенсии определенной величиной , не основательны.

Известно, что причина указанных негативных явлений заключалась не в правилах расчета пенсии, а в непродуманных, а порой - и в незаконных волевых решениях, изменивших пенсионное законодательство к худшему.

От таких решений, к сожалению, не застрахован любой, даже самый совершенный правовой механизм, в том числе предлагаемая в Докладе балльная формула исчисления пенсии. Заметим, что подсчет актуальной стоимости каждого года страхового стажа, выводимой с учетом соотношения индивидуального заработка застрахованного лица, полученного в течение соответствующего года, со средним заработком в стране за тот же временной период, уже имел свой аналог в недавней истории российского пенсионного законодательства.

И что же? Средняя заработная плата по стране утверждаемая Правительством РФ искусственно сдерживалась, не позволяя в должном объеме учесть индивидуальный заработок при расчете пенсии. Есть ли гарантии того, что в случае с балльной формулой не произойдет то же самое? О минимальном размере пенсии Кроме урегулирования размеров трудовых пенсий в связи с прежними заработками не менее важно установить нормы о минимальном размере трудовой пенсии.

На сегодняшний день такие нормы отсутствуют в российском законодательстве. Известно, что пенсионная защита выполняет две базовые функции: возмещение прежнего дохода и обеспечение минимального уровня жизни. В идеале функцию защиты от бедности должна выполнять социальная пенсия, но реальное положение дел таково, что и трудовые пенсии не всегда покрывают расходы на основные жизненные нужды.

Между тем гарантия предоставления минимального уровня пенсии, который обеспечивал бы сохранение здоровья и достаточные условия жизни является принципиальным условием функционирования пенсионной системы, в том числе и системы, основанной на взносах. В Докладе практически не уделено внимания этому важнейшему вопросу. Можно ли расценивать данную меру как решение проблемы минимального размера пенсии?

Повышение пенсионного возраста само по себе не способно обсуждается в правительстве РФ и в экспертном сообществе. И это без учета роста производительности труда в последние можно сделать вывод, что текущий уровень демографической нагрузки в РФ весьма умеренный.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Общий трудовой стаж до 2002 года


Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий